![](/olderfiles/1/200px-Legasov.jpg)
Принимал ряд важнейших решений по предотвращению дальнейших взрывов и информировал правительство СССР о ситуации в зоне аварии. Именно он предложил состав смеси, которой был засыпан горящий реактор и благодаря которой последствия аварии оказались меньше, чем могли быть. Он информировал своих коллег учёных и прессу о рисках и состоянии разрушенной станции, а также настаивал на немедленной полной эвакуации города Припять.
В августе 1986 года на конференции экспертов МАГАТЭ в Вене Легасов, как глава советской делегации, представил доклад с анализом причин аварии и радиологических последствий катастрофы на ЧАЭС. Это выступление стало поворотным пунктом в его карьере. Существует несколько точек зрения на причины этого. По одной версии в своём выступлении Легасов разгласил ряд секретных сведений, на что не был уполномочен. По другой версии он вызвался озвучить официальную версию событий аварии на Чернобыльской АЭС, подтасовки и ложь которой вызывали большое неприятие у других учёных. Некоторые расценили действия Легасова как попытку дискриминации Научного руководителя проекта реактора РБМК, президента АН СССР академика Александрова по карьерным соображениям.
В 1986—1987 годах его дважды выдвигали на звание Героя Социалистического Труда, но оба раза он не был награждён. Известна версия, по которой Горбачев вычеркнул Легасова из списка, сказав: «Ученые не советуют».
27 апреля 1988 года, во вторую годовщину аварии на ЧАЭС, Легасов был найден у себя в кабинете повешенным. Перед смертью он записал на диктофон рассказ о малоизвестных фактах, касающихся катастрофы (по некоторым данным, часть послания была кем-то умышленно стёрта).материал отсюда
Мельник Николай Николаевич.
Когда потребовалось провести мониторинг состояния разрушенного реактора четвёртого энергоблока АЭС, засыпанного к тому времени специальным веществом, был разработан многоярусный измеритель, который представлял собой стальную трубу длиной 18 м и диаметром 100 мм с помещенными внутрь датчиками. Это устройство, как и операция по его установке, получило название «Игла». Вертолет Ка-27Е должен был зависнуть над кратером реактора, а затем труба, подобно гигантской игле, должна стремительно лететь вниз, вонзиться во чрево реактора. При этом она должна была уйти в глубь на 10 метров, а оставшаяся часть торчать над поверхностью. Трос от трубы следовало сбросить у третьего блока, там его должны были подобрать и подключить к измерительной аппаратуре. Для проведения операции был задействован прибывший из феодосийского филиала ОКБ «Камов» вертолёт Ка-27Е (борт № 910).
Из-за высокого уровня радиоактивного излучения задание было очень опасным. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня 1986 года. Машину пилотировал лётчик-испытатель Николай Мельник, в экипаж также входили штурман-испытатель В. М. Ткаченко, ведущий инженер Ю. Н. Кулыков, бортоператор О. А. Азаров. Как вспоминал один из руководителей операции П. М. Надзенюк, события развивались следующим образом:
«Мы вылетели в район АЭС тремя вертолетами. Машина, которую вел лётчик Мельник Н. Н., несла фал с «Иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолёта во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолеты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчётной зоне. Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако «Игла» не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах «Игла» вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолету, и 200-метровый кабель упал на землю».
Экипаж Н. Мельника на «Ка-27» установил в районе 4-го энергоблока ещё ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего Н. Мельником выполнено в Чернобыле 46 полётов общей продолжительностью 52 часа. Лётчиком получена доза облучения 160 бэр, или 1,6 зиверта. материал отсюда.
Из-за высокого уровня радиоактивного излучения задание было очень опасным. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня 1986 года. Машину пилотировал лётчик-испытатель Николай Мельник, в экипаж также входили штурман-испытатель В. М. Ткаченко, ведущий инженер Ю. Н. Кулыков, бортоператор О. А. Азаров. Как вспоминал один из руководителей операции П. М. Надзенюк, события развивались следующим образом:
«Мы вылетели в район АЭС тремя вертолетами. Машина, которую вел лётчик Мельник Н. Н., несла фал с «Иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолёта во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолеты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчётной зоне. Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако «Игла» не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах «Игла» вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолету, и 200-метровый кабель упал на землю».
Экипаж Н. Мельника на «Ка-27» установил в районе 4-го энергоблока ещё ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего Н. Мельником выполнено в Чернобыле 46 полётов общей продолжительностью 52 часа. Лётчиком получена доза облучения 160 бэр, или 1,6 зиверта. материал отсюда.